Чему обучают ребёнка в детском саду
Объем обязательной части ООП ДО соответствует федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028, (далее – ФОП ДО) и составляет не менее 60% от общего объема ООП ДО. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
Целью ООП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель ООП ДО достигается через решение следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы,
6
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
ООП ДО построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
7
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
4) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество БДОУ города Омска «Детский сад № 338 комбинированного вида» с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Эта часть в том числе предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями города Омска. Основной целью работы является формирование целостных представлений о городе, в котором живут дети, через решение следующих задач:
- приобщение к истории возникновения родного города (улицы, парки, скверы);
- знакомство со знаменитыми людьми города;
8
- формирование представлений о достопримечательностях родного города и района, его символах;
- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе, районе;
- формирование представлений о животном и растительном мире города, о Красной книге;
- ознакомление с микрорайоном где расположен детский сад, его историей и достопримечательностями.
Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает современную социокультурную ситуацию развития ребенка:
- открытость окружающего мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек).
- культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью, противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;
- сложность и быстрая изменяемость окружающей среды с технологической точки зрения, формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка;
- понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации, отбор содержания дошкольного образования, усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания;
- агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов, негативное влияние на здоровье детей как физическое, так и психическое.
9
- роль инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Проект № 1
Наименование проекта:
«Система работы ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО».
Цель проекта: Организация системы мероприятий, направленных на формирование основ гендерного сознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Провести мониторинг педагогов по гендерному воспитанию в ДОУ.
2. Разработать и провести не менее 20-ти мероприятий, направленных на повышение педагогических компетенций в области гендерного воспитания.
3. Организовать работу педагогов по совершенствованию и использованию развивающей предметно-пространственной среды по гендерному воспитанию.
4. Организовать трансляцию опыта работы педагогов по гендерному воспитанию.
Проект № 2
Наименование проекта:
«Внедрение активных форм взаимодействие с семьями воспитанников по гендерному воспитанию»
Цель проекта: Педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством активных форм работы с родителями по гендерному воспитанию.
Задачи:
1. Провести мониторинг среди родителей на понимание основ гендерного воспитания.
2. Подготовить и провести не менее 27-ми мероприятий на повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с родителями по вопросам гендерного воспитания детей.
3. Привлечь родителей воспитанников к участию в мероприятиях ДОУ.
4. Сформировать банк мероприятий, организованных с использованием активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по гендерному воспитанию.
Проект № 3
Наименование проекта:
«Я в мире людей»
Цель проекта: Разработка и внедрение системы сюжетно-ролевых игр по формированию основ гендерного сознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести мониторинг педагогов по использованию в БДОУ сюжетно-ролевых игр гендерной направленности.
2. Разработать и провести не менее 20-ти мероприятий, направленных на развитие профессиональной компетентности педагогов в вопросе организации сюжетно-ролевых игр гендерной направленности.
3. Создать банк из не менее, чем 10-ти сюжетно-ролевых игр гендерной направленности.
4. Организовать трансляцию опыта работы педагогов по проведению сюжетно-ролевых игр гендерной направленности.
«Детский сад № 338 комбинированного вида» предназначена для специалистов дошкольных организаций, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (далее - дети с ТНР).
Разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809) и Федеральным государственным образовательным стандартов дошкольного образования l (далее — Стандарт).
Объем обязательной части АОП ДО соответствует федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования и составляет не менее 60% от общего объема АОП ДО. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку: определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы; Планируемые результаты, в виде целевых ориентиров в соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, для среднего возраста и на этапе завершения обучения; Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе.
Содержательный раздел Программы включает общую модель организации образовательной деятельности с ребенком с ОВЗ по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с направлениями
4
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях; Взаимодействие педагогических работников с детьми; Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР; Рабочая программа воспитания.
В Организационном разделе программы представлены условия, в том числе материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово- экономического обеспечения дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжѐлыми нарушениями речи.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
Программа завершается календарным планом и приложением.
Цели и задачи реализации Программы
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и
5
физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охрана и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования.
социокультурном материале города Омска. С охранить свою самобытность, возможно
только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего города, будет
знать и гордиться его духовным потенци алом. Только став патриотом своей малой
родины, своего края, можно стать гражданином России. П редназначена для обучения
детей дошкольного возраста и является первым шагом в воспитании гражданина,
знающего и любящего свою семью, город, край.
Особенности организации образовательного процесса
В программе прослеживается выдержанная линия:
я семья родной край
страна, где основным акцентом обучения является не только развитие краеведческий
знаний, но и чувства патриотизма.
Программа носит
историко краеведческую направленность , поэтому определяет
широкий круг изучения краеведческих тем, как истори ческих, так и культурологических.
В основе преподавания краеведческий принцип, что подготовит детей к занятиям в
школе собственно краеведением: историческим, географическим, литературным.
Обучение является очным, организация деятельности обучающихся проходит в форме практико-ориентированных учебных занятий. Режим занятий
Программа рассчитана на 2 года обучения, продолжительностью 144 часа на каждый год обучения, реализуется с сентября по май включительно. Организация учебного процесса по программе предусматривает 36 учебных недель. Занятия проходят два раза в неделю по два учебных часа продолжительностью 30 минут. Характеристика целевой группы
Прогр амма рассчитана для обучающихся от 5 до 7 лет. Не требует специальной
подготовки. Рекомендуемый состав группы 15 человек
Цель программы: Развитие позна вательно творческой активности детей через
обучение основам краеведения.
Задачи:
Обучающие:
познакомить обучающихся с самыми доступными краеведческими источниками:
памятниками истории и культуры, музеями, литературой, архивами, библиотеками;
с формировать основные навыки краеведческой деятельности;
обеспечить условия для самореализации каждого обучающегося через
краеведческую деятельность;
способствовать приобретению детьми навыков творческой, исследовательской
деятельности;
развитие проектных умений
Развивающие:
-
способствовать развитию творческого воображения;
-
развитие коммуникативных навыков и умения работать в коллективе
-
р азвить потребность детей в новых знаниях об окружающем их в мире людей и
предметов
Воспитывающие:
4
-
- воспитание нравственных качеств: человеколюбия, доброты, чувства сострадания, воспитание нравственных качеств: человеколюбия, доброты, чувства сострадания, уважительного отношения к своему городу, к своей суважительного отношения к своему городу, к своей стране, к труду, бережного отношения тране, к труду, бережного отношения к материальным ценностям и природе;к материальным ценностям и природе;
-
- способствовать воспитанию социальноспособствовать воспитанию социально--активного, толерантного ребёнка, способного к активного, толерантного ребёнка, способного к бесконфликтному взаимодействию со взрослыми и бесконфликтному взаимодействию со взрослыми и сверстниками в различных видах сверстниками в различных видах деятельности.деятельности.
-
- воспитание самостоятельности, требовательности к себе при выполнении задач, воспитание самостоятельности, требовательности к себе при выполнении задач, целеустремленности, умения сориентироваться в собственном профессиональном выборе целеустремленности, умения сориентироваться в собственном профессиональном выборе (на основе полученных знаний и умений).(на основе полученных знаний и умений). Здоровье сберегающие:Здоровье сберегающие:
-
- формирование мотивации на здоровыйформирование мотивации на здоровый образ жизни;образ жизни;
-
- обучение здоровье сберегающим технологиям (комплекс упражнений для глаз, комплекс обучение здоровье сберегающим технологиям (комплекс упражнений для глаз, комплекс упражнений для физкультминутки, эргономике своего рабочего места).упражнений для физкультминутки, эргономике своего рабочего места).
Программа разработана на основании: Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012); Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Новизна программы заключается в практическом соединении видов деятельности: общей физической подготовки, аэробики, акробатики, хореографии и оздоровительной работы, что способствует воспитанию здоровой, физически развитой личности.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности, где занятия обеспечивают укрепление здоровья, физическую подготовленность и всестороннее развитие юных спортсменов. Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими функциональные резервы. Данная программа поможет детям и их родителям определиться с выбором направления физического развития, когда ребенок пойдет в школу. Он сможет преуспеть в сложно координационных видах спорта (аэробика, акробатика, хоккей, фигурное катание и т.д.), спортивных играх (волейбол, баскетбол, футбол и т.д.) и с легкостью осваивать школьную программу по физической культуре.
В ходе реализации программы много внимания уделяется социально-коммуникативному развитию детей – воспитанию уважения к истории Родины, ее культурному наследию, обучению детей оказывать помощь и поддержку друг другу, взаимодействовать и сотрудничать. По мнению специалистов, опыт взаимодействия со сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.
Краткая возрастная характеристика целевой группы 5-7 лет. Дошкольники 5-7 лет располагают значительной двигательной активностью при недостаточной согласованности действий, в которых участие принимают крупные группы мышц. В данном возрастном периоде имеет место чрезмерная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и
4
выполнении однотипных движений. Большое внимание в данном возрасте уделяется формированию и сохранению правильной осанки. В данной программе представлены необходимые физические упражнения, формирующие правильную осанку и ориентированные на частую смену деятельности.
При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, возрастные особенности детей и перспективы для дальнейшего физического и психического развития и самосовершенствования. В программе предложены занятия аэробикой, акробатикой, хореографией, общая физическая подготовка и подвижные игры, что позволяет разнообразить способы двигательной активности дошкольников. Особенностью организации образовательного процесса является использование игрового метода как основного. Значительное место занимают игры и общеразвивающие упражнения. Учебно-тренировочные занятия состоят из трех частей: подготовительная (разминка), основная и заключительная (заминка, стретчинг). Цель: освоение обучающимися 5-7 лет способов двигательной активности на основе физического развития и приобретение ими социально-коммуникативного опыта.
Задачи:
Формировать и развивать основные физические качества: сила, быстрота, гибкость, выносливость, координация движения.
Обучить способам двигательной активности (подвижные, ритмико-пластические игры, гимнастические упражнения, эстафеты).
Формировать устойчивый интерес к активному и здоровому образу жизни.
Формировать чувство уважения к истории своей страны, ее культурному наследию посредствам бесед, постановки русских народных танцев.
Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Срок реализации программы
Срок реализации программы 2 года2 года: 1 и 2 год по108 часов..
Форма обучения
Форма обучения:: очная.очная.
Возраст учащихся
Возраст учащихся: : 55--7 лет. К7 лет. Количество учащихся в одной группе 15 человек. Состав постоянный.
Режим занятий: по 1 часу 3 раза в неделю. Продолжительность 1 занятия 30 минут. В случае неблагоприятной эпидемиологической
5
обстановки предусмотрена обучение детей в дистанционном режиме (Приложение 1).
Набор детей производится без специального отбора на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья обучающихся. Перевод на последующий год обучения производится при условии выполнения детьми программы. Зачисление вновь прибывших обучающихся на второй год обучения производится по уровню двигательной подготовки, на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья обучающихся. Требования, предъявляемые к обучающимся - отсутствие противопоказаний к занятиям физкультурой.
Основная
Основная формаформа организации обученияорганизации обучения –– занятие.занятие.
Детский сад № 338 расположен на окраине города. В непосредственной близости от БДОУ находятся промышленные предприятия. Родители воспитанников, в основном рабочие и служащие. Среди семей воспитанников много малообеспеченных. Встречаются также асоциальные семьи. В районе расположения ДОУ низкий уровень социальной культуры.
Специфика расположения БДОУ позволяет организовать дополнительный досуг воспитанников с партнёрами: «Школа искусств № 12», Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Омска, «Мечта» - центр технического творчества, «Студия раннего развития» - центры раннего развития детей, ДЮСШ № 1, студия танца «Ритм», модельная лаборатория, изобразительная студия «Модуль», клубы для детей и молодёжи «Каравелла-1», «Каравелла-2». Дружеские связи установлены между дошкольным учреждением и БДОУ «Детский сад № 116», СОШ № 95, Домом пионеров, ЦРТДиЮ, детским клубом «Таис», ИРООО, ОмГПУ, Омским педагогическим колледжем № 2, поликлиниками №1 и №2.
Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:холодный период: учебный год (сентябрь-май), летний период (июнь-август).
Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького гражданина своей Родины.
Цель и задачи воспитания.
Целью Программы воспитания является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение следующих основных задач:
развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.